icon-menu
 

Совершенствование миграционного законодательства

Информация о внесенных изменениях в нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере миграции с 1 мая 2018 года

Проблема нормативно-правового характера, с которой сталкивались граждане при реализации своих прав в миграционной сфере или государственные органы в процессе правоприменения

Решение. Наименование нормативного правового акта, внесшего изменения (дата вступления в силу)

1.

Граждане Украины, признанные носителями русского языка и желающие приобрести российское гражданство, были обязаны официально оформить выход из украинского гражданства, что на практике являлось непреодолимым препятствием с учетом внутриполитического кризиса на Украине.

В настоящее время для граждан Украины установлен уведомительный порядок подтверждения отказа от украинского гражданства (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступил в силу 1 сентября 2017 г.).

2.

Ранее участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, желающие приобрести гражданство Российской Федерации, были обязаны иметь регистрацию по месту жительства, при этом у большинства соискателей российского гражданства жилые помещения в личной собственности на территории Российской Федерации отсутствовали.

Участникам названной Государственной программы предоставлено право подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе по месту пребывания, в выбранном для проживания регионе (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», вступил в силу 29 марта 2019 г.).

 

3.

Ранее миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере охватывало категории лиц с неурегулированным правовым статусом, желающих приобрести российское гражданство. Указанные лица ранее были необоснованно документированы паспортами гражданина Российской Федерации, либо не имели документа, удостоверяющего личность. При этом срок действия правовых норм заканчивался в 2020 году.

Лицам, оказавшимся в подобной ситуации, предоставлено право в упрощенном порядке без ограничений и санкций приобрести гражданство Российской Федерации или получить вид на жительство. Теперь данный порядок будет действовать до 1 января 2025 года (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», вступил в силу 6 августа 2019 г.).  

4.

Одним из существенных препятствий привлечения в российскую экономику квалифицированных специалистов (из числа иностранных граждан и лиц без гражданства) и последующего приобретения ими российского гражданства являлся длительный срок обязательного трудового стажа на территории Российской Федерации (не менее трех лет).

 

 

Сокращен с трех лет до одного года необходимый срок осуществления указанной категорией лиц трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России (Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 165-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вступил в силу 2 октября 2019 г.).

5.

Ранее иностранным гражданам, переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами Российской Федерации о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев, разрешение на временное проживание выдавалось в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» предусмотрена выдача разрешения на временное проживание без учета квоты иностранным гражданам, переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев.

6.

Существенное количество граждан Российской Федерации имеют родственников – иностранных граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, но желающих воссоединиться с семьей, приехать на территорию Российской Федерации, жить, работать, получить гражданство. Вместе с тем, российское законодательство не позволяло это сделать быстро, без соблюдения излишних административных процедур.

В целях упрощения процесса воссоединения иностранного гражданина с близкими родственниками – гражданами Российской Федерации установлен упрощенный порядок получения вида на жительство без необходимости проживания на территории Российской Федерации по разрешению на временное проживание. Отменено требование о нетрудоспособности родителя – гражданина Российской Федерации (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство»).

7.

Ранее иностранные граждане, получившие в Российской Федерации образование, не имели каких-либо преференций при получении тех или иных правовых статусов.

Граждане государств, ранее входивших в состав СССР и получившие в Российской Федерации профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, с 1 ноября 2019 года вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешений на временное проживание без учета квоты, установленной  Правительством Российской Федерации.

Кроме того, иностранные граждане, успешно освоившие в Российской Федерации имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования по очной форме обучения и получившие документ об образовании и о квалификации с отличием, с 1 ноября 2019 года могут обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство без получения разрешения на временное проживание (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство»).

8.

Не все граждане Украины, получившие временное убежище, в дальнейшем могут урегулировать свое правовое положение на территории Российской Федерации в общем порядке (через получение разрешения на временное проживание, вида на жительства и гражданства Российской Федерации), в том числе в связи с необходимостью получения разрешения на временное проживание в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Гражданам Украины, а также лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, признанным беженцами либо получившим временное убежище на территории Российской Федерации, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты, установленной Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство»).

9.

Невозможность подачи гражданином Российской Федерации, ранее уведомившим о наличии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, уведомления о прекращении у него гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве.

Для граждан Российской Федерации установлено право подачи в органы внутренних дел уведомления о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве (Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вступил в силу 17 октября 2019 г.).

10.

Ранее предусматривалась возможность уведомить о прибытии иностранного гражданина в место пребывания орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина принимающей стороне или иностранному гражданину необходимо в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган МВД России.

Принимающей стороне или непосредственно иностранному гражданину предоставлена возможность при изменении сведений об иностранном гражданине (изменение срока его временного пребывания в Российской Федерации) в связи с осуществлением им трудовой деятельности по патенту, сообщить об этом в территориальный орган МВД России через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 246 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

11.

Для принимающей стороны при подаче уведомления о прибытии иностранного гражданина на территорию Российской Федерации ранее была предусмотрена обязанность прилагать копии всех страниц документа, удостоверяющего личность,
в том числе не имеющих каких-либо записей
и отметок, что доставляло заявителям, в том числе организациям, оказывающим гостиничные услуги, значительные неудобства.

Установлена необходимость принимающей стороне прилагать к уведомлению о прибытии копии страниц документа, которые содержат информацию о нем и ранее совершенных им пересечениях границ (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта2019 г. № 246 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

12.

Для постановки на учет по месту пребывания родившегося на территории Российской Федерации несовершеннолетнего иностранного гражданина его законному представителю необходимо представить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве (за получением такого документа необходимо обратиться в дипломатическое представительство).

Учитывая длительность процедуры оформления, принимающая сторона не могла своевременно выполнять возложенные на нее обязанности, что снижало эффективность миграционного учета.

Для постановки на учет по месту пребывания несовершеннолетнего иностранного гражданина в возрасте до 1 года, родившегося на территории Российской Федерации,  не выезжавшего за пределы территории Российской Федерации и не имеющего паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, представляется свидетельство о рождении этого иностранного гражданина (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 246 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

13.

Ранее член семьи участника Государственной программы в случае расторжения брака с участником Государственной программы утрачивал свой статус и не имел возможности реализовать свои права в рамках Государственной программы.

В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы (Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 109 «О внесении изменений
в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»)
.

14.

Ранее в Государственной программе не было предусмотрено право соотечественника на повторное участие в ней в случае отказа от переселения в Российскую Федерацию, по какой-либо причине.

Предусмотрено право на однократное повторное участие
в Государственной программе в случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением государственных гарантий и социальной поддержки (Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 109 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»).

15.

Отсутствие механизма защиты прав и свобод человека и гражданина путем предоставления соотечественникам, проживающим в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, гражданства Российской Федерации.

 

 

 

Президент Российской Федерации наделен полномочиями определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в число которых, в том числе вошли граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины (Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке», вступил в силу 24 апреля 2019 г., Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке», вступил в силу 29 апреля 2019 г.).

ПОПУЛЯРНЫЕ ССЫЛКИ
О сайте
Отдел иммиграционного контроля
Отдел организации контроля за пребыванием иностранных граждан
Отдел по вопросам миграции ОМВД России по городскому округу Шаховская
Отдел по вопросам миграции МУ МВД России Щелковское


Госуслуги
сайт мвд.рф
Госуслуги московской области
Вашконтроль
ПРОГРАММА ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
x
Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Согласиться